Введение — не просто композиционная часть дипломной работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики.
Оно по объему занимает примерно 10 % от всего текста и должно соответствовать определенному канону, принятому стандарту, обязательно включает ряд общезначимых формулировок.
В нем обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цели и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются методы исследования, отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Актуальность темы
Актуальность темы – обязательное требование к любой выпускной квалификационной работе.
В том, как студент подойдет к обоснованию актуальности темы, проявится его научная и профессиональная зрелость. Оно не должно быть чересчур пространным и многословным, достаточно в объеме 1-1,5 страниц нужно показать главное — суть сложившейся в современной науке ситуации в связи с выбранной темой.
Основная задача состоит в том, чтобы сделать его более убедительным.
Если дипломнику удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.
Степень разработанности темы
Степень разработанности темы в современной научной литературе показывает достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке, сделанного предыдущими исследователями в освоении этой темы.
В этом разделе студент должен на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получились единые отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы.
Подача материалов может осуществляться двумя путями:
- в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и кончая наиболее современными, свежими;
- в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический порядок может быть нарушен.
Следует быть предельно осторожными и не делать опрометчивых заявлений о том, что данная тема никем и никогда не исследовалась.
Более обычной является ситуация ввода в отечественный научный оборот новых понятий и идей, существующих в зарубежных исследованиях, когда студенческая работа пишется на основе непереведенных иностранных источников.
Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) дипломной работы.
Далее логично перейти к формулированию цели и задач дипломной работы. Они должны логически вытекать из вышеуказанной сложившейся в науке ситуации по теме.
Отметив, что и как в этом направлении сделано другими, студент переходит к вопросу о том, чего он хочет достичь в ходе своего исследования. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также полной и логически корректной.
В дальнейшем, если выяснится, что готовый текст насколько отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку.
В отличие от цели, задач должно быть несколько. Обычно они формулируются в форме перечисления: изучить…, описать…, выявить…, разработать…и т.п. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней.
Поскольку основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, их формулировки часто совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов.
Объект и предмет исследования
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Необходимость их выделения вызывает у дипломников особые затруднения.
В действительности же объект исследования – это явление или объект, на который направлен научный поиск. Объект шире предмета. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, т.е. фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению.
Например, в этнографии Китая объектом исследования могут быть определенные этнические меньшинства, а предметом – конкретные культурные взаимодействия между ними. В иных случаях предметом исследования становится какая-то одна сторона объекта, например, те или иные его свойства или особенности, конкретные функции, т.е. сам объект в одном из возможных ракурсов рассмотрения. Именно предмет определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Студент также обязательно должен определить основные методы, которые послужили инструментом при проведении исследовательской работы. Методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и описательными.
Кроме того, любой исследователь работает в рамках какой-то философской методологии, например, диалектической или феноменологической, что также нужно указать. В любой работе найдет себе место сравнительно-исторический метод, а также традиционные логические методы мышления, такие, как дедукция и индукция.
В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, т.е. просто перечисляются по порядку ее элементы.